О микрофонах
На радио, при озвучке разной херни, да и вообще в жизни, лучше иметь конечно хороший микрофон, который будет передавать голос без искажений. Но где его взять? В основном тут 3 варианта: покупается первый попавшийся микрофон за 50 рублей (хотя нынче кризис, уже дешеле 100 скорее всего не найти), затем покупается первый попавшийся микрофон (или диктофон) баксов за 300-400, обычно самое навороченное что есть в магазине, ну и как конец всех этих исканий - покупается микшерный пульт + читаются километры литературы о выборе, прослушиваются тысячи семплов и заказывается что-то экзотическое, что есть у 3.5 человек во всей стране. Тут иногда оказывается, что конденсаторный микрофон из соплей девственницы на самом деле - электретное говнецо и надо искать еще один микрофон, можно повторить все несколько раз. При наличии желания и умения, последний вариант допиливается при помощи напильника и иногда очень нетривиально. К примеру, подключается десяток микрофонов к контроллеру, а оттуда уже к ПК через экранированный провод с прямой и обратной фазой. Но это уже безумные умения.
Надо понимать, что из говна конфетку сделать нельзя. А вот говно из конфетки сделать очень легко. Поэтому даже если у вас микрофон за штукарь зелени, то это еще не значит, что звук у вас будет идеальным. К примеру, говянная звуковуха, пресловутые 50 герц, всякие умные расширители динамических диапазонов и тысячи других причин сделают запись на микрофон за $1000 примерно такой же, как и на микрофон за 100 рублей, а то и еще хуже. Микрофоны за 100 рублей, в свою очередь, тоже бывают очень и очень разными, бывают такие, что уделывают очень и очень дорогие модели. Вы купили говно и звук как из бочки? Пытаетесь записать звук с вебкамеры и его еле-еле слышно? Не выбрасывайте, попробуйте отковырять корпус, снять крышечку и говорить вот туда, прямо в микрофон. Произошло чудо, правда? Микрофон дичайше шумит (даже если его не подключить) или сваливается в перегруз? В настройках системы уменьшить буст и снова произошло чудо, да? Начало фраз пердит? Наденьте губочку для мытья посуды на микрофон, лучше ее конечно фигурно вырезать. В записи дичайший звон, словно сосед звонит в дверь или кто-то бреется? ЗАЗЕМЛИ КОМП, СУКА! Ну или купи USB-звуковуху за 2-3 бакса. И вот, наш микрофон за 100 рублей уже не такой говянный, может вполне даже соревноваться с продвинутыми моделями.
Фильтрация. Как было сказано в предыдущем абзаце - сделать конфетку из говна нельзя. Ни один фильтр не может улучшить качество. Ведь фильтр не может добавить тех данных, которых у него нет, он может только как-то УХУДШИТЬ записанное. Например, ухудшить частоты, где больше всего шума, в результате чего шум исчезнет. Есть очень продвинутые программные фильтры, которые творят чудеса в области шумоподавления. Но даже самый крутой фильтр не сможет отличить шипящие звуки (буквы С, Ш) от шума, потому если шума будет слишком много, то будут вырезаны и эти буквы, а это уже то, за что фильтрацию и не любят. Еще надо обязательно упомянуть эквалайзер - вроде простой инструмент, а позволяет, к примеру, задрать верхние частоты и твой голос будет могучим и сильным. Не стоит забывать и о смещении спектра, поэтому если у вас гормональный дисбаланс и писклявый голос, то при помощи смещения спектра можно превратиться в альфа-доминатора. Или наоборот, в мультипликационный персонаж. Иногда, если отключить голосовой процессинг, то топовый диджей радиостанции превращается в бомжа с вокзала. И конечно же, если сравнивать микрофон за 100 рублей с грамотным процессингом и микрофон за 1000 баксов без процессинга вообще, то победит скорее всего первый. Конечно, если микрофон не полное говно.
Еще один важный нюанс: иногда фильтрация поставляется "из коробки". Ее источником могут быть как драйвера операционной системы, так даже и прошивка самого микрофона, если это какая-то навороченная USB-моделька. Проведите эксперимент: говорите прямо в микрофон, громко и ясно, но постепенно отодвигайте микрофон от рта (потом можно встать и отойти до 1 метра), продолжая говорить. Иногда ваша речь будет становиться тише, пока практически не исчезнет, а иногда ее качество будет "проседать", а на фоне будет добавляться все больше и больше шума. Это еще одна причина, почему существуют "плохие микрофоны за 1000 баксов". По возможности такие фильтры нужно отключать и процессить уже потом, после записи (если, конечно, подразумевается какая-то обработка).
Условия записи. Более качественный микрофон зачастую "слышит" гораздо лучше и больше, чем порой от него ожидается. И дело даже не в диаграмме направленности, сколько в источниках ненужных звуков: часы на стене (иногда с кукушкой), мобильник на столе (не только как звонок/вибра, но и как электромагнитные наводки), вентилятор в компьютере, мамка зовущая кушать. Или проезжающий за окном грузовик. Грузовик издает низкочастотный звук, который ты даже не слышишь, но который способен достаточно красиво лечь на запись. К чему это я? Не надо покупать микрофон за $1000 и звуковуху за $10000, если нету хороших условий записи, ведь к таким девайсам нужно еще и хорошее помещение. Готов превратить свою сычевальню в студию звукозаписи? Иначе будет слышен каждый шорох, каждый клик мышки и каждое почесывание.
Ах да, теорию то я расписал, но забыл практические рекомендации по выбору. Если мы ищем микрофон за 100 рублей, то лучше всего купить штук 5 разных, это могут быть десктопные микрофоны с подставками и без, разные петлички с прищепками и даже с петлями на голову. Что-то из этого наверняка будет иметь неплохие характеристики. Микрофоны с наушниками - НЕ покупаем, так как удельная цена микрофона там совсем милипиздрическая, потому "гарнитурщиков" и не любят. Конечно, иногда и в гарнитуре может быть нормальный микрофон, но шансы на это минимальные. Как бонус, иногда микрофоны можно использовать вместе, я вот использую один микрофон как штангу для еще одного микрофона, немного скотча/клея и у нас на столе маленькое чудо за смешные деньги. К такому бомжвей-микрофону лучше докупить дешевых USB звуковушек, цена оных от 1 бакса, звук проигрывания через них как правило говно, а вот запись очень даже хорошая. Конечно, они не переплюнут дорогие карты, но иногда на порядок лучше встроенной интеграшки (последние стали делать вообще полным говном)
Второй, пожалуй самый лучший вариант с гарантированным качеством - купить такой же микрофон, как и у вашего соседа, который ведет эфиры с миллионной аудиторией. Нету соседа? Бегом на форумы, посвященные выбору, там как правило есть обзоры и семплы с разных микрофонов. Если есть возможность, посмотрите спектр с записи, никаких провалов, равно как и артефактов, быть не должно. Семпл понравился? Берем!
Уже десятый дешевый микрофон оказывается говном, а на хороший брендовый нет денег? Тогда остается сложный путь - учить теорию. Читаем тысячи ссылок вроде https://ru.wikipedia.org/wiki/Электретный_микрофон и все ссылки что будут внутри, разбираемся и ищем точно нужное, отсеивая заранее фейковые варианты покупок. Быть может, полученные знания помогут использовать и говномикрофоны, так как кривизна рук от прочтения подобных ссылок тоже уменьшается.
Отдельно хочу поговорить о "озвучке на телефоне". Совершенно случайно увидел эту идею в контексте "хуже ничего быть не может, разве что только зачитывание в телефон". Совершенно не соглашусь! Мобильная электроника, такая как диктофоны и телефоны, как минимум отвязана от сети электропитания, потому ловит гораздо меньше помех, а как следствие, шума. Не будем говорить за диктофоны серии Zoom, кто их хоть раз слышал, прекрасно все поймет, правда штука это дорогая и далеко не каждый может позволить себе такую игрушку, вместо этого поговорим о простых телефонах и планшетах. Микрофоны в телефонах нынче тоже не самые плохие, АЦП на высоте, хотя конечно раз на раз не приходится, качество в них более чем приемлемое. Если вам не повезло и у вас планшет, микрофон которого где-то глубоко в корпусе и долетающий звук "как из жопы", то тоже ничего страшного, всегда можно подключить внешний микрофон. Нету дырки для микрофона? Дырку можно сделать самому (просверлив в корпусе и припаявшись к контактам), или купить USB-микрофон, качество конечно будет зависеть уже только от него. Конечно, не стоит писать звук в телефонные форматы, такие как AMR, которые расчитаны на 8 килогерц и крайне низкие битрейты, именно в них и живет то самое телефонное качество, которого все боятся. Используйте нормальные кодеки и контейнеры, максималисты могут использовать даже FLAC, современные телефоны и планшеты его вполне понимают и осиливают. Уверен, что неподготовленный слушатель не сможет даже предположить, что запись совершалась на телефон. Если только он не зазвонит в середине начитки и его не крутить в руках.
Еще одно преимущество мобильной техники в том, что можно забраться в кладовку, где в полной тишине, в дали от всех звуков, начитывать текст, при этом рядом не будет вентилятора, от которого страдают десктопы/ноуты, создавая шум. Или, можно забраться в ванну и совместить приятное с полезным, только не утопите девайсы. Ну и избегайте эха по возможности, поэтому если вы повесите шторы в ванной, то это будет еще лучше.
У мобильных устройств есть пожалуй одно серьезное отличие от прочего: нужна хорошая подставка, которая будет держать ваш диктофон/телефон неподвижно, а вы не будете его касаться руками. Потому что любое касание руками/перемещение по столу тоже записывается, вот от этого запись вылечить уже очень сложно.
Todo: написать про подставки и их важность. Зачитывать в микрофон, который держат в руках, а тем более в телефон/планшет, крайне не желательно, будет очень много артефактов. Подставка просто необходима!
Что-то непонятно? Есть предложения? Пишите на почту radio@keemail.me или в кукарекалку, лучше несколько раз. Мы открыты и ничего не таим. Скачать текстовую версию: mic.txt (О микрофонах) мокрые статьи без смс.