Микрофон: практика записи Как уже было сказано в статье о микрофонах, дорогое оборудование хоть и полезно, но не даст того кристального качества, которое есть на звукозаписывающих студиях, особенно если пренебрегать правилами работы с ним (зато могут быть смешные казусы, см: noise_art.txt) Наш самый первый враг - шум. Шумит все: звуковая карта, материнка, наводки электросети. Шумит сам микрофон. Шумит шнур микрофона. Шумит звуковая карта. Шумит мобильный телефон, выходящий в эфир и дающий наводки на все провода. Шумит сам компьютер, а то точнее его вентиляторы. Шумят жесткие диски. Шумят соседи за стеной, шумят люди на улице. Шумит проезжающий грузовик, создавая низкочастотные колебания, которых хоть и не слышно, но которые отлично записываются. Конечно, можно обложить двери и окна тряпками, но компьютер обкладывать тряпками очень и очень не рекомендуется (хотя и есть методы по снижению шума). Хотелось бы особенно выделить два типа шума, с которыми воевать крайне сложно: плохая подставка микрофона и заплевывание микрофона. Плохая подставка будет постоянно смещаться, создавая неприятный шум, по этой же причине не рекомендуется держать микрофон в руках во время записи, так как каждое движение или сжатие в руках будет записано. Очень не рекомендую петлицы, которые пристегиваются куда-то на шею, звук очень сильно изменяется при малейшем движении головы. Петлица, закрепленная на линейке или какой-то палке - другое дело. Мой выбор - большая подставка, которую реально сложно сдвинуть, хотя хотелось бы чего-то более продвинутого. Заплевывание же можно победить поп-фильтром, это может быть как специальный фильтр, как и обычная марля или тонкий слой поролона. Не нужно думать "я в микрофон не плююсь, я культурный", плюются все, происходит это непроизвольно, поэтому поп-фильтр необходим. К счастью, регулярные звуки шума можно заглушить, практически в любом звуковом редакторе есть функция шумоподавления. Самые распространенные - это Ad*be Audition, S*und F*rge или Audacity. Да и самими редакторами можно не ограничиваться, есть дохуищща плагинов, которые подойдут к самым разным редакторам, в них есть тысячи эффектов и шумодавилки не самые редкие. Обычно чистка звука происходит в 2 этапа: сначала надо определить тот шум, который присутствует в данной записи, а затем его удаляют. Так как меняется время суток, шум электросети и шум за окном, то лучше всего повторять процедуру захвата "шумового отпечатка" при каждой записи. К примеру, запишите немного "тишины", т.е. просто включите запись и постарайтесь даже не дышать секунд 30, а потом запишите немного речи. Какой шум? Лично у меня шум порядка -40..-30db (на самом дешевом микрофоне с поролоном и USB-звуковушке за пару баксов), что достаточно много для прослушивания, но вполне удовлетворительно для дальнейшей чистки. Выделяем наш записанный шум и учим систему шумоподавления именно нашему типу шума, от корого будем избавляться. При необходимости сохраняем профиль шума. Приведу небольшой пример для наглядности. Свои действия я буду производить в свободном редакторе Audacity, который есть практически на любой платформе и использование которого совершенно свободно, однако в других редакторах и плагинах последовательность шагов примерно одинаковая. UPDATED: добавлены картинки и новые шаги Вот пример записанного звукового файла: [img:noise-raw-sound.png] Как мы видим, по краям слишком много мелких точек. Это и есть шум, от которого надо избавиться! Давайте выделим левую часть звука... [img:noise-select1.png] ...но вместо "Effects - Noise Removal - Get Profile", как советуют во всех туториалах, пойдем в "Effects - Amplify" и нажмем там "ок" с предложенными параметрами, это нам даст: [img:noise-select-amplify.png] Стоп! Что это за выпады справа??? Давайте заслушаем этот момент: [sound:postprocess-noise-dirty.ogg] Ага! Это как минимум звук открывания рта! И еще какой-то странный звук, который мне идентифицировать не удалось. Давайте попробуем выбрать не весь звук, а чуток поменьше. Жмем CTRL+Z, отменяем усиление и выбираем кусочек поменьше, избегая тех мест, где было что-то странное, снова делаем Amplify: [img:noise-select-amplify2.png] Так, выпады есть? Надо послушать: [sound:postprocess-noise-pure.ogg] Прослушивание тут достаточно важный шаг, так отсюда можно исходить дальше в плане поиска шумов и их устранения. Программные фильтры хоть и творят чудеса, но лучше шум устранять физическими методами. И если вы услышали тут телевизор из соседней комнаты, то его лучше выключить, а не пытаться отфильтровать. Но вернемся к нашему файлу. Отлично, тут действительно ТОЛЬКО ШУМ. Теперь уже можно повторять шаги туториалов и пойти в "Effects - Noise Removal - Get Profile": [img:mic_rec_noise.png] В других программах могут предложить множество настроек уже на этом этапе, но всегда, первым делом создается профиль шума. Нужен именно чистый шум! Теперь, когда у нас есть профиль шума, этот самый шум можно удалить и послушать очищенную речь. Для этого выделяем всю запись (дважды кликнуть на трек) и опять идем в Effects -> Noise Removal, но обращаем внимание на нижний раздел. Здесь масса настроек, лично я для себя подобрал вот эти значения, которые на скриншоте. Обрати внимание на переключатель Noise Remove/Isolate, в одном режиме оно шум удаляет, а в другом - оставляет только шум. Это очень важная настройка, которая поможет подобрать все остальное. Нужно подобрать такие настройки, чтобы в режиме Isolate оставался только шум, а частей речи не оставалось. Это очень непростая задача, ведь с одной стороны, сила чистки должна удалять весь шум, а с другой - не искажать речь. Если срезать чуть больше - речь начнет "булькать", приобретет металлический оттенок, да и вообще, будет тем самым говном, за что фильтрацию и не любят. Если меньше - то шум будет слышен. Быть может, если уровень шума слишком велик, то и подобрать настройки не получится, ведь фильтры для шумоподавления - это не волшебство, как говорилось ранее, из говна конфетки не сделать. К счастью, у меня от речи отрезается очень небольшой диапазон, который лично я не слышу. Настроил? Включай режим Remove и наслаждайся чистейшим звуком! Конечно, он не совсем чистый, но это гораздо лучше, чем без фильтрации вообще. И чем чище был оригинальный сигнал, тем чище будет результат. Вернемся к нашему звуку, который в начале содержал странные выпады, которые сохранились: [img:noise-select-artefacts1.png] Мы можем выделить это место и усилить на уже очищенном месте: [img:noise-select-artefacts2.png] [sound:postprocess-noise-clicks.ogg] Тут отчетливо слышны 3 звука: клик мышкой в начале, какой-то глухой звук (напишите, если знаете что это) и звук открывания рта. Если бы эти звуки попали в шумовой профиль, то речь была бы "переочищена" и ничего хорошего бы из этого не получилось. Еще можно пройтись фильтром High Pass с частотой среза 70-100 герц, как правило все что ниже мы не слышим. Попробуйте, если не будет артефактов на вашем голосе - тоже не забывайте. Теперь, когда голос записан и почищен, можно делать разные интересные манипуляции. Пока не обращайте внимания на все эти артефакты, мы их подрежем через несколько мгновений. Ну или сразу, выделить грязь и нажать CTRL+L не долго. =Добавим улучшайзеров= Все эти ваши эквалайзеры и прочие улучшители. Какие именно? Я не знаю. Профессионалы используют связки из десятка плагинов только для улучшения своего голоса, причем настройки строго индивидуальны для каждого, поэтому что будешь использовать ты - зависит от тебя, ведь у каждого свой голос. Из голоса забитого школьника можно сделать голос профессионального диктора. Ищите уроки на ютубе, они есть, к примеру: 9EusWqT-sgI. Могу только предложить Pitch Shift / Change Pitch для изменения тембра голоса, могу предложить эквалайзер для задирания высоких частот, если у вас с ними проблема (хотя на мой вкус высокие частоты - всегда хорошо). Могу предложить Дээссеры, если у вас проблемы с буквой "с" или "ш". Можно попробовать накрутить всяких Эксайтеров, но это тема для отдельной работы. А вот в качестве финального аккорда я рекомендую пройтись компрессором, чтобы выровнять тихие/громкие участки. Если компрессор позволяет, то я поднимаю еще и высокие частоты, так как восприимчивость высоких частот выше и общая "громкость" голоса тоже возрастет. Впрочем, это уже зависит от компрессора, многие предлагают адаптивное выравнивание громкости, основанное именно на "слышимой" частоте. [img:postprocess-2-compression.png] Делать ли нормализацию под 0db или оставить запас - смотрите сами, иногда на этот голос должны быть добавлены эффекты. Если после компрессии появились артефакты: [img:noise-select-artefacts3.png] То их лучше удалить, особенно перед наложением других эффектов. А вот красных линий перегруза бояться не стоит, при близком рассмотрении они выглядят так: [img:noise-no-clip.png] Как видим, компрессор не ведет к потере информации, но всеже злоупотреблять им не стоит. В конечном итоге сами послушайте результат и решите, устраивает ли вас результат. Некоторые могут подумать, что лучше заранее выкрутить громкость записи, но это не так. Во время записи можно случайно поднять голос, к примеру, из-за озвучиваемых эмоций, а если громкость увеличивать уже некуда, то может возникнуть перегруз, который уже ничем не восстановишь. Поэтому нужно уделить внимание настройке драйверов и микшера системы, чтобы с одной стороны, установить минимальное усиление, это позволит не записывать все виды помех, а с другой стороны, должна быть приемлемая слышимость, скажем, не менее -5db, иначе будет нечего обрабатывать. Конечно же, перед записью надо выключить все что работает с микрофоном, такие приложения как Skype очень любят менять настройки звукозаписи и не возвращать их на место. Проверяйте, не сбилось ли чего перед записью. Вот вроде бы и все. И дальше продолжение в: postprocess.html